Проведенный среди российских учащихся опрос показал, что школьники знают больше про digital-специальности, потому что проводят много времени за смартфонами и компьютерами. При этом многие дети зачастую даже не представляют, какие еще профессии существуют на рынке труда.

Наши дети и их профессии

Международная онлайн-школа IT-профессий для детей Rebotica провела опрос (есть в распоряжении «Известий») среди школьников в возрасте от 8 до 14 лет относительно их предпочтений в области выбора будущей профессии в сфере IT. Согласно данным исследования, в пятерку самых популярных вошли: разработчик видеоигр (выбор более 25% опрошенных), блогер с собственным каналом на Youtube (более 22% опрошенных), программист (13,9% опрошенных), веб-дизайнер (13,3% опрошенных), 3D-модельер (более 11% опрошенных).

Исследователи выяснили, что российские школьники имеют весьма четкое представление о том, сколько они хотят зарабатывать в сфере IT. 51,8% ребят сказали, что после освоения профессии они рассчитывают на заработок более чем 300 тыс. рублей в месяц. 29,3% опрошенных указали, что уровень их ожидаемого дохода — от 200 тыс. рублей в месяц и 18,9% школьников полагают, что их потенциальный доход будет выше 100 тыс. рублей в месяц.

Большинство детей в будущем хотели бы иметь свой бизнес (71,5%). Согласно данным опроса, в режиме найма хотят работать лишь 28,5% российских школьников. Самыми привлекательными сферами для будущего трудоустройства респонденты назвали крупные международные IT-компании (34,3% ответов), крупные маркетплейсы и различные агрегаторы услуг и сервисов (11,9% ответов), метавселенные (11,7% ответов), крупные промышленные предприятия (8,4% ответов); банки, финансовый сектор (6,5% ответов).

— Мы тоже видим растущий интерес детей к IT, — сказал руководитель Kaspersky Academy Денис Баринов. — По данным нашего опроса, 62% старшеклассников интересна сфера информационных технологий, а 42% хотели бы в ней работать. Их интерес разделяют и взрослые: больше половины (56%) родителей старшеклассников хотели бы, чтобы их ребенок работал в IT. Это, несомненно, позитивный тренд. Ведь дефицит кадров — довольно серьезная проблема для отрасли. Разработчики нужны всем, не только IT-компаниям, и в будущем ситуация вряд ли изменится. Причем, на наш взгляд, дефицит кадров наблюдается как по относительно новым направлениям, таким как Data Science и DevOps, так и по вполне традиционным, например, в разработке или даже в IT-рекрутменте.

Другие опросы показывают, что — IT-специальности входят в тройку самых популярных у российской молодежи.

— Сегодня даже школьникам понятно, что IT-специалисты востребованы и будут востребованы, — подчеркивает заместитель генерального директора глобальной IT-компании SimbirSoft Олег Власенко. — Что касается желаний по зарплатам, понятно, что речь идет о представлении школьников об отрасли, а не о реалиях, ожидающих их на рынке. Огромный интерес участников опроса к разработке видеоигр и 3D-моделированию, по моему мнению, связан просто с возрастом респондентов.

Директор научно-исследовательского центра аналитики образовательных данных ФИРО РАНХиГС Антон Дождиков поясняет, что индустрия видеоигр является полноценной отраслью экономики, интегрированной с другими направлениями, связанными с разработкой программного обеспечения и аппаратной части. Компетенции, которые человек получает, работая над созданием видеоигр, могут пригодиться в образовании (геймификация образования, создание интересных и познавательных информационных образовательных продуктов), промышленности (моделирование технических объектов, бизнес-процессов) и многих других сферах.

Интерес школьников к IT-специальностям вполне объясним, подчеркивает директор по персоналу и организационному развитию сервиса «Работа.ру» Юлия Санина. Сегодня можно увидеть, что эта сфера наиболее динамично развивается и может предложить сотрудникам лучшие условия работы.

— Хотя, конечно, пока сложно сказать, как будет развиваться повышенный интерес к сфере IT в будущем, — говорит Юлия Санина. — Можно предположить, что рынок труда наполнится специалистами, и проблема кадрового голода в IT будет стоять уже не так остро, как сейчас. При этом работодатели будут выбирать наиболее высококвалифицированных работников, обладающих различными профессиональными навыками, поэтому требования к ним будут повышаться.

«Не всё так гладко»

Интерес школьников к сфере высоких технологий связан с тем, что направление сейчас на подъеме, там есть деньги и хорошие зарплаты, полагает генеральный директор компании DZ Outstaff Матвей Кример.

Именно поэтому существует много курсов по программированию, которые начинают учить детей с начальных классов школы. Также и в школах уделяют повышенное внимание этому направлению и зачастую создают специализированные классы.

— Но, конечно, в реальности не всё так гладко, — замечает Матвей Кример. — Люди обычно смотрят на самых успешных, на вершину айсберга и не оценивают сложности в освоении профессии. Несмотря на большое количество курсов, различных пособий и обучающих материалов, далеко не все способны стать хорошими разработчиками — нужен определенный склад ума, настойчивость и желание обучаться. Дети выбирают то, что им интереснее и больше на виду. К сожалению, не всё то, что на виду и рекламируется, стоит выбирать. На мой взгляд, часть из перечисленных профессий не несет практической ценности для развития страны, а преследует только цели личного заработка и удовлетворения собственных амбиций. Например, разработчики видеоигр или блогеры.

Эксперт посоветовал больше обращать внимание на такие профессии, как аналитик больших данных, специалист по информационной безопасности или по искусственному интеллекту.

— Сегодня мы живем в цифровом пространстве, и подростки уже не представляют свою жизнь без интернета и гаджетов, — говорит ведущий научный сотрудник Института воспитания РАО Елена Столбова. — Например, малыши часто задают вопросы не родителям, а голосовым помощникам, и это также влияет на воспитание детей и роль цифровой среды. А для подростков наказание «месяц без интернета» сравнимо с запретом «месяц без прогулок». Между тем сегодня, чтобы стать специалистом, недостаточно освоить одну специальность. VUCA-мир, в котором мы находимся, требует специалистов широкого спектра, которые осваивают несколько профессий. И в целом сегодня нам необходимо быть гибкими и учиться новым навыкам.

Столбова сетует, что многие школьники часто отказываются от поступления в колледжи и вузы, считая, что какой-то экспресс-курс станет для них достаточным, чтобы работать уже сегодня за большие деньги.

Специалист по привлечению талантов международной компании ANCOR Анна Петрова дополняет, что избыточно ажиотажный интерес подогревают сами учебные учреждения, которые проводят разнообразные мероприятия в этой области. Это всевозможные форумы, олимпиады, детские технопарки. Большой набор идет в профильные «математические классы» или «классы информатики», они становятся столь же популярными, как социально-экономическое и химико-биологическое направления.

— Старшеклассники стали больше заинтересованы в поступлении в технические вузы, в том числе на специализации, связанные с IТ. Отмечается рост количества абитуриентов и студентов первых курсов, — отмечает Анна Петрова. — Соответственно, в 2020/21 учебном году уменьшилось количество подаваемых заявок на поступление на гуманитарные направления.

Руководитель направления «Дополнительное школьное образование» онлайн-школы «Фоксфорд» Игорь Трахов замечает, что IТ-направление сейчас тесно связано с другими направлениями. К примеру, в биологии нейросети помогают изучать свойства и работу живых организмов, а в филологии — находить скрытые связи и закономерности в текстах. Анализ данных вообще нужен везде, где есть эти данные. Получается, что IТ не вытесняет другие сферы, а становится инструментом достижения высоких результатов в более сжатые сроки.

— Чтобы сбалансировать интерес школьников, нужно поощрять ошибки, а не наказывать плохими оценками, — советует Игорь Трахов. — Успех в любой области — это прежде всего набор ошибок, но дети часто боятся их совершать. В итоге они становятся перфекционистами и стремятся искать идеальные решения. А это может привести к выполнению работы только ради работы. Ребятам важно разрешать экспериментировать и узнавать мир по собственному опыту, это поможет им развиваться быстрее в любой области, и в том числе в IТ.

— Молодежь воспринимает IТ как индустрию для быстрого и легкого заработка больших денег, — считает заместитель генерального директора по развитию талантов и организационной эффективности группы Т1 Екатерина Мелентьева. — Отчасти они правы: уровни начальных окладов и динамика их роста в IТ-сфере самые высокие. Нынешнее поколение росло в среде с максимальным уровнем цифровизации, поэтому они чутки ко всем трендам и тенденциям. В целом ожидания школьников по заработной плате вполне реалистичны. Однако такой уровень окладов соответствует специалистам с наличием некоего уровня практических умений. На сумму 300 тыс. рублей в месяц можно выйти только спустя несколько лет работы.

HR-директор IW GROUP Надежда Алтухова согласна с этим и дополняет, что на реальные зарплаты от 100 тыс. рублей могут рассчитывать лишь разработчики, имеющие коммерческий опыт работы 1,5–2 года. Стартовая зарплата, как и в любой сфере, конечно же, ощутимо меньше. Однако с ростом опыта и усилением навыков можно вполне рассчитывать на указанные суммы, заключает эксперт.

ИСТОЧНИК